Опыт научных стажировок в области германистики

 

Валентина Анатольевна Шевцова

заведующий кафедрой немецкого языка, Белорусский государственный экономический университет

О своих исследовательских проектах в рамках стипендий DAAD

Поддержку DAAD я получала трижды в рамках программы научно-исследовательских стажировок учёных и преподавателей высшей школы: в 2011, 2015 и 2019 годах. Все три раза я стажировалась в Техническом университете Дортмунда на факультете культурологии под руководством профессора Людгера Хоффманна.

В 2004 году я защитила кандидатскую диссертацию, посвященную контрастивному (сравнительно-сопоставительному) исследованию немецкой и русской фразеологии и до 2011 года тема фразеологии оставалась моим главным научным направлением. Затем я начала читать лекции по прагматике и очень увлеклась этой наукой, особенно функциональной прагматикой.

Главными задачами первого моего исследования в рамках DAAD стала подготовка и написание учебника по прагматике. В его основу была положена схема прагматического анализа текста известного немецкого германиста, профессора Технического университета Дортмунда Л. Хоффманна.

С фразеологией я также не хотела расставаться и решила в рамках этого проекта попытаться соединить мои научные интересы с прикладными аспектами. Так появился проект под названием «Экономическая фразеология» (я ведь работаю в экономическом вузе), благодаря которому я в 2015 году выступила с докладом на научной конференции в Техническом университете Дортмунда. В результате  мы с коллегой опубликовали статью в сборнике.

О подготовке к стажировкам и поиске научных партнёров в Германии

Одним из главных критериев в моей профессиональной деятельности всегда было желание соединить науку и практикоориентированное обучение немецкому языку как иностранному. Важным при этом является правильная расстановка приоритетов (не распыляться!), что во многом определяет результативность. Грамотное пошаговое планирование своей работы еще до начала стажировки позволит четко организовать свою работу в дальнейшем.

Опыт взаимодействия с немецкими учёными-филологами и учёными-юристами у меня уже был в рамках программы Tempus. Поскольку для участия в программах DAAD каждый соискатель должен иметь приглашение немецкого вуза, то я сразу же принялась изучать потенциальных научных руководителей в университетах Германии. Написала и отослала много электронных писем. На некоторые я получила ответ, некоторые остались без внимания. Моя коллега, которая была лично знакома с профессором Л. Хоффманном, посоветовала обраться к нему. Положительный ответ я получила уже на следующий день: мне повезло, что наши научные интересы совпали.

 

О пребывании в Германии во время стажировок

Я снимала квартиру в центре Дортмунда, которую нашла заранее по Интернету. До университета добиралась на общественном транспорте. Моим арендодателем была очень приятная женщина, с которой я подружилась и узнала очень много полезного и интересного для себя о немецком быте.

Стипендию мне выплачивали ежемесячно в кассе университете [форма выплат по стипендии может отличаться от указанной и устанавливается администрацией Центрального бюро DAAD в Бонне – прим. daad.by]. Её размер позволил мне полностью покрыть все расходы в период стажировок.

Пребывание в Германии позволило мне не только повысить свою квалификацию как ученого и преподавателя, но и насладиться богатейшей культурой. Я съездила на экскурсии в Берлин, Потсдам, Кёльн. Также я смогла реализовать мою давнюю мечту – посетить Амстердам и Брюссель.

О результатах сотрудничества с немецкими коллегами

Начиная с 2011 года я поддерживаю постоянные профессиональные контакты с профессором Л. Хоффманном, а также с коллегами из Технического университета Дортмунда. Благодаря полученному опыту я смогла, как говорят немцы, «расширить свои горизонты»: и в научном плане, и с точки зрения методики и педагогики. Мной были изданы научные статьи и курс лекций по прагматике, а также учебное пособие для изучающих немецкий язык как иностранный в соавторстве с коллегами моей кафедры. В то же время, как руководителю, мне также было чрезвычайно важно получить новый опыт в сфере организации обучения в немецком вузе.

Благодаря в том числе этому опыту, а также поддержке DAAD и Посольства ФРГ в Минске, в 2017 году нам удалось открыть на базе кафедры немецкого языка БГЭУ Центр немецкого языка, экономики и культуры. Он стал тем местом, где наши студенты имеют возможность проводить научные дискуссии. В 2020 году под моим руководством четверо студентов факультета международных бизнес-коммуникаций БГЭУ успешно защитили свои дипломные проекты, основанные на авторском методе профессора Л. Хоффманна. Поэтому можно сказать, что результаты превзошли мои ожидания.

О наиболее важных аспектах подготовки к стажировке в Германии

Я бы уделила больше внимания сбору документов, поскольку это очень важный и ответственный этап в процессе подачи заявки на участие в стипендиальной программе. От правильности подачи данных зависит примут ли кандидатуру соискателя к рассмотрению члены комиссии.

Очень важным является мотивация, обоснование того, зачем вам необходимо участвовать в программе. В моем случае я чётко представляла, зачем мне это нужно.

Если есть проблемы со знанием немецкого языка, советую его подтянуть, чтобы свободно общаться с немецкими коллегами по научной тематике. Ведь дискуссия – это самая распространённая и излюбленная форма коммуникации в Германии.